Советы родителям первоклассников
Синдром дефицита внимания и гиперактивности — СДВГ. Дети с этим синдромом не только очень подвижные, болтливые и суетливые;
у них есть проблемы с концентрацией внимания, с сосредоточенностью.
Определение
симптомов гиперактивных детей.
Þ 1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.
Þ Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.
Þ С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).
Þ На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Þ Не может играть тихо, спокойно.
Þ Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.
Þ Болтливый. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей.
Коррекция в семье
При воспитании гиперактивного ребенка близкие должны избегать двух крайностей
Þ Проявление чрезмерной жалости и вседозволенности.
Þ Постановка завышенных требований в сочетании с излишней пунктуальностью, жестокостью.
Рекомендации родителям
Þ Постарайтесь выделить для ребёнка комнату или ее часть для занятий, игр, уединений.
Þ Составьте распорядок дня вместе с ребенком.
Þ Определите для ребенка круг его обязанностей.
Þ Помните положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;
Þ Помните улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Практические рекомендации учителю
Þ введите знаковую систему оценивания;
Þ чаще хвалите гиперактивного ребенка;
Þ расписание уроков (занятий) должно быть постоянным;
Þ избегайте завышенных или заниженных требований к гиперактивному ребенку;
Þ используйте на уроке элементы игры и соревнования;
Þ давайте задания в соответствии со способностями ребенка;
Þ большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
Þ создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе (группе) по некоторым областям знаний;
Þ научите ребёнка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
Þ игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;
Þ стройте процесс обучения на положительных эмоциях;
Þ способствуйте снятию агрессии;
Þ обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;
Þ регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками;
Þ помните, что с ребёнком необходимо договариваться, а не стараться сломать его!
Þ объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят, не так быстро, как хотелось бы;
Þ объясняйте родителям, что улучшение состояние ребёнка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Дополнительная информация для размышления взрослым
ПОМНИТЕ, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Прикосновение помогает поставить якорь на положительном опыте. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на троих детях, которые нарушили дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.
ПОМНИТЕ, что гиперактивность это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справится с которыми, самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребёнка, а, скорее, наоборот ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся психологические и нейропсихологические коррекционные программы.