Попечительский совет


Выступление директора СШ №1 г.АктобеНажмите здесь

___________________________________________

Повышение статуса педагога и стимулирование его деятельности

Человеческое развитие является стратегически важной целью в процессе развития страны. Для развития современной и гибкой системы образования в Казахстане принимается политика, акцентирующая внимание на возросшей роли человеческого капитала, обеспечении равных образовательных возможностей и достижении высоких образовательных стандартов

Школа  должна воспитывать человека, умеющего использовать полученные знания, критически мыслить, анализировать и принимать решения, работать как индивидуально, так и в команде, мыслить творчески, развивать свои коммуникативные навыки и постоянно совершенствоваться. Это потребует новых подходов к преподаванию и оценке знаний.

  • Реформа финансирования школ Казахстана- очень серьезный, грамотный проект, предложенный МОН Республики Казахстан
  • Государство переходит к адресной системе сопровождения ученика, а не учреждения. При этой системе ученики выходят на передний план, потому что в центре — интересы ученика.
  • Интерес ученика — получить качественное образование, независимо от дохода своей семьи, возможностей здоровья и других факторов.
  • Небольшой опыт подушевого финансирования показывает и доказывает, что внедрение новых экономических  механизмов образовательной сферы – это один из ключевых этапов реформирования всей системы образования.
  • Внедрение нового механизма финансирования позволяет каждому руководителю школы самостоятельно принимать решения о распределении всех финансовых расходов учреждения, поможет в будущем составлять свое внутреннее штатное расписание, а самое важное — сделает прозрачным распределение бюджетных средств между ними. Сама же схема подушевого бюджетного финансирования, связана, прежде всего, с эффективным распределением выделяемых на образование средств между школами.
  • Для этих целей и используется формула «деньги следуют за учеником», таким образом, ставя в равные условия все школы.

Подушевое финансирование позволит повысить  качество обучения; руководители и педагоги образовательных учреждений будут заинтересованы в каждом ученике

  • Между школами появится конкуренция, а это влечет за собой множество позитивных изменений. Заинтересовать ученика, можно только предоставлением ему качественных образовательных услуг.
  • В данном случае: борьба за удержание контингента учащихся, должна привести к повышению качества образования.

Администрация средней школы №1 г.Актобе наблюдает подъем в работе «спящих» учителей, в действительной заинтересованности в повышении качества преподавания. Растет мотивация в личностном профессиональном росте среднего учителя. Учитель стал активно самостоятельно искать эффективные методы ,приемы обучения,налаживает взаимосвязь «учитель-ученик»,строит  деловые отношения со своим партнером (учеником),определяет пути достижения конечного результата-повышения качества образовательных услуг

  • МЫ,директора рады видеть оживление в построении качественной воспитательной работы, активизируется отношения между классным руководителем и родителем (идет поиск новых взаимоотношенией),ведущих к положительным результатам
  • Уверена, что в скором времени учитель не будет заинтересован в 27 часах, а доволен будет 18 часами – потому, что надо «давать» качество прохождения учебной программы.
  • Директора пилотных школ г.Актобе выстраивают новую стратегию развития своих школ. Мы ждем, когда МОН проработает вопрос о включении в расходы на образовательный процесс. Почему? Потому, что прежде чем требовать качество образовательных услуг от учителя, администрация должна создать условия, т.е. улучшить материально-техническую базу.
  • Установление стимулирующих надбавок и премий гарантирует определенную экономическую защищенность учителя. Оплата труда при подушевом финансировании уже позволяет администрации привлечь молодых, талантливых учителей в свою школу. Это мощный стимул для самосовершенствования  учителей «спящих», но со стажем.
  • Учитель увидел реальную дифференциацию своего труда;
  • Очень приятно , что Попечительский совет активно включился в данную работу, с интересом воспринимают аналитическую информацию директора по каждому учителю, слушают с интересом отчеты оценочных комиссий по школе. Много задают вопросов, очень корректно, грамотно работают.
  • Очень ценно ,что оценочная комиссия  школы также  показывает учителю новые возможности для его самосовершенствования.
  • До подушевого финансирования за качество бился один директор, при новом финансировании администрация видит интерес в коллективной заинтересованности повышения качества образовательных услуг;
  • -повышение мотивации и создание условий для развития собственной хозяйственной деятельности школ, предоставление дополнительных образовательных и иных услуг;
  • -родительская общественность заинтересована в повышении качества деятельности школы , конкурентных начал в деятельности учреждений.
  • -постоянный внутренний анализ деятельности школы -совершенствование административного управленческого уровня руководителей школ;
  • -была проведена большая работа  по формированию новых локальных актов по школе и методической базы ;
  • -если раньше система оплаты труда работников организаций образования не была связана с конечными результатами работы,то теперь группа учителей ,работающих в конкретном классе заинтересована в конечном результате;

-у школы появилась возможность в закупе развивающей литературы для учащихся, оплата услуг приглашаемых в школу лекторов и др.).-принимаемые на основе анализа результатов мониторинга управленческие решения позволяют снижать риски ухудшения образовательного процесса;

  • — оптимизацию соотношения ученик/учитель;

— снижение учебной нагрузки на учащихся за счет использования современных педагогических технологий; установление рационального сочетания основного и дополнительного образования, обеспечивающих фундаментальность и развитие творческих способностей учащихся

  • Рекомендации:
  • — увеличить долю учебных расходов, в настоящее время, она недостаточна для обеспечения учебного процесса;
  • -предусмотреть ,что норматив финансирования должен способствовать внедрению новых педагогических технологий,  в чем и заключается его стимулирующая функция.

ВЫВОД .Я считаю , что реформирование финансовых механизмов в системе общего образования способствуют повышению эффективности деятельности школ и заслуживает поддержки, одобрения и распространения на территории всего Казахстана

Одним из главных задач НПФ является :повышение  качества  педагогических кадров и поднятие престиж а профессии учителя, сформировать  учителя  новой формации;

До введения НПФ школы имели:

-устойчивую тенденцию старения педагогических кадров. Каждый пятый работающий учитель в возрасте от 50 лет и старше Из общего количества педагогов стаж до 3-х лет имеют 13%;

— гендерная непропорциональность, феминизация профессии (80,5% учителей – женщины);

— низкая зарплата (около 60% от средней по стране), слабая социальная защищенность, непрестижность профессии способствуют утечке высококвалифицированных кадров. —Ежегодное пополнение из числа молодых составляет лишь 2,2%.

— несовершенство системы подготовки, В силу непривлекательности профессии учителя на педагогические специальности поступают не самые лучшие выпускники школ

Сформирован порочный круг, который не мотивирует лучшую молодежь работать учителем. Соответственно нет гарантий, что будущий интеллект нации в руках самых лучших представителей общества и нет условий для опережающего развития интеллектуальной нации и «экономики знаний».

Недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогов влияет и на состояние воспитательной работы. В результате имеется дефицит позитивных ценностей у детей школьного возраста. Результаты социологических исследований показывают несформированность ценностных ориентаций и патриотических чувств школьников.

Введение нового механизма финансирования позволит стимулировать качественную работу педагогов, дифференцировать их заработную плату не от стажа работы, а в зависимости от результатов. Оплата труда педагогов при подушевом финансировании позволит привлечь к работе в школах молодых специалистов.

 

Концептуальной основой нормативного подушевого финансирования общего среднего образования является установка о том, что государство должно финансировать предоставление образовательной услуги одинакового качества всем детям без какой-либо дискриминации, независимо от социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья ребенка, или каких-либо иных обстоятельств, в том числе места жительства. : все дети должны иметь доступ к услугам одинакового качества, независимо от того, каких это требует затрат от государства.

  • Было задумано, что хорошо работающая школа будет привлекать к себе учеников и за счет НПФ улучшать свое экономическое положение.
    Было задумано, что плохо работающая школа, чтобы не потерять экономической возможности продолжать свою работу, будет вынуждена совершенствоваться и улучшать качество ведения образовательного процесса.
    •      Было задумано, что школа нормативной наполняемости за счет дополнительного финансирования сможет оплатить заработную плату работникам .
    •      Было задумано, что школа нормативной наполняемости будет иметь возможность выплачивать надбавки, стимулирующие качество работ  до 100%

Это предполагает поиск принципиально новой модели финансирования системы образования, которая позволила бы сохранить государственный статус образовательных учреждений и способствовать эффективному их функционированию в современных условиях.

Все дети должны иметь доступ к услугам одинакового качества, независимо от того, каких это требует затрат от государства.

Основная цель нормативно-подушевого финансирования – изменение способа доставки денег.

Надо понимать, что с введением НПФ деньги приходят не на финансирование образовательного учреждения, а на финансирование образовательной услуги.

Самое главное сегодня – это решение о введении НПФ.

И еще желание и готовность директоров школ и управленцев  понять и принять новую логику продвижения бюджетных средств и участвовать в этой новой системе.

Основные задачи нормативно- подушевого финансирования:

 

  • стимулирование процессов развития школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности;
  • рост возможностей образовательного выбора для учащихся;
  • рост автономии школы(в будущем);
  • повышение эффективности бюджетных расходов

При нормативном подушевом финансировании это повышенное качество стимулируется через предоставление дополнительных финансовых средств (грантов), но только в обмен на конкретные высокие результаты.

Новая система оплаты труда дает учителям перспективу в финансовом и творческом плане, и альтернативы ей на сегодняшний день нет.

Повышая зарплату учителям, мы решаем глобальную задачу повышения качества обучения.

И мы должны выравнивать его во всех школах города, все больше превращающихся из образовательных в социальные учреждения.

Нельзя допускать ситуации, когда весной выстраиваются гигантские очереди из людей, желающих записать детей в несколько  престижных школ города, а в другие -желающих мало.».

Суть новой системы оплаты труда учителя состоит в следующем: платить не только за уроки, но и за все виды деятельности, которые осуществляет учитель; заработная плата учителя зависит от качества его работы.

Еще один момент негативно влияющий на введение НПФ, – это фактическое сохранение старой системы оплаты труда.

Мы должны постепенно уходить от тарификации и переходить к системе контрактных отношений с учителем. Учитель вместе с администрацией должен нести ответственность за качество предоставляемых услуг

Ведь  есть школы, расположенные в районах со сниженным социально-экономическим статусом родителей, есть школы, где высока доля учащихся из неблагополучных семей.

Если в таких школах нельзя развернуть специализированное обучение, мы должны подумать о дополнительных ресурсах для таких школ.

Для того чтобы с трудными, к примеру, детьми больше заниматься, чтобы учительская зарплата не страдала от этого,

нужно продумать систему коэффициентов.

Однако для обеспечения не только функционирования, но и развития системы образования использование одного только инструмента нормативного финансирования недостаточно.

Требуется набор финансовых инструментов стимулирования качества, поддержка инноваций, целевых программ развития, информатизации.

На наш взгляд, финансирование развития обеспечивается за счет:

финансирования программ;

  • финансирования мероприятий;
  • финансирования инновационных проектов за счет капитальных расходов;

доли расходов на ежегодное повышение квалификации, рассчитанной на основе средней стоимости соответствующих курсов (тренингов, семинаров, командировок).

При введении нормативно-подушевого финансирования, очевидно, что эта тема была и останется одним из ключевых вопросов образовательной политики страны.

Вопрос стоит сегодня весьма остро.

По мнению директоров, мы находимся перед альтернативой: либо введение НПФ окажется эффективным инструментом, ключевым катализатором развития казахстанской  школьной системы, либо (если в основу всех расчетов нормативов  будут закладываться старые принципы и показатели) НПФ окажется бесполезным механизмом, цементирующим неэффективные особенности старой системы.

Эти нормативы должны выполнять не только функции обеспечения текущего финансирования школ, но и стимулировать образовательные учреждения выбирать определенную стратегию развития, повышать качество образовательных услуг.

Технология управления качеством
в школе:

  • Управления процессом обучения качества школы и отдельного урока ;
  • Управлением качеством на основе измерителей результатов обучения;
  • Управлением качеством обучения, развития и воспитания учащихся;
  • Управление экономикой качества;(пример)
  • Управление проектами внедрения технологии;

Подготовка педагогических кадров от ученика до учителя(школа-ВУЗ-школа

  • На юридической основе заключения договоров

(акимат- фонд -ученик-школа)

  • В рамках которого финансируется программа:
  • Отбор лучших учеников;
  • Обучение в школах фонда;
  • Обучение в педагогическом вузе;
  • Возвращение в школу и работа учителем в течении 5 лет;
  • Получение в течении 5 лет дополнительной оплаты на качественный труд;
  • Возможно предоставление арендного жилья;

Введением нормативно-подушевого финансирования мы в первую очередь обеспечиваем автономию школы. НПФ помогает эффективному расходованию бюджетных средств, что влияет на качество образования. Только, разумеется, мы должны научить директора школы работать в новой системе. И если нужно, директор привлечет к этой работе общественность, управляющие советы и т.д.
НПФ ставит образовательные учреждения в разные условия и учит хозяйствовать. И если мы не будем какие-то полномочия передавать школам, хотя бы тот же надтарифный фонд, то никаких рычагов влияния на привлечение в школу квалифицированных, молодых, способных учителей мы не получим.

Ведь каждый директор школы знает, как работает у него тот или иной учитель. Если директор будет неправ в распределении денег – его поправят. Поправят заместители, педагоги, тот же общественный управляющий совет.

______________________________________________________________________________________________

№4 хаттама көшірмесі

Күні – 17.04.2018ж

 

Күн тәртібінде:

 

  1. Мектеп алаңын көгәлдәндіру
  2. «Бақытты бала, мәңгілік ел!» акциясы

 

 

Жиналыстың алғы сөзін мектеп директоры Муханова Ж.И. сөз сөйледі. Қамқоршылық кеңесінің кезекті отырысының мәселесі бойынша қамқоршылық кенесінің төрайымы Бородовщук Л. Ф. сөз алып, мектеп ауласын көгәлдәндіру бойынша ақпарат беріп, өз ұсыныстарын айтты.

Екінші сұрақ бойынша Қамқоршылық кеңесінің мүшесі Избасова А.Ж.сөз сөйледі. Сөз сөйлеу барысында  акцияны қолдау мақсатында ерекше санаттағы оқушыларды қатыстыра отырып мерекелік дастархан, концерттік бағдарламаларды  ұйымдастыру  керектігіне ұсыныс жасады.

 

 

Шешімі:

 

  1. Мектеп алаңын көгәлдәндіру аясында демеушілік көмек көрсетілсін
  2. «Бақытты бала, мәңгілік ел!» акциясы аясында демеушілік көмек көрсетілсін

 

 

Хатшы:                              Избасова А.Ж.

 

______________________________________________________________________________________________

 

Снования для внедрения подушевого нормативного финансирования:   

1) Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы:

«Финансирование, ориентированное на результат, станет составной частью реформ в сфере управления государственными расходами в среднем образовании.

До 2020 года в каждой полнокомплектной школе будут созданы попечительские советы по модели пилотных школ, апробируемых в рамках внедрения подушевого финансирования.

В 2019 году будет завершен процесс внедрения подушевого финансирования во всех городских школах по итогам положительной апробации».

2) Выступление Главы государства перед студентами Назарбаев Университета (5 сентября 2012г.):

«Нам необходимо обеспечить поэтапный переход среднего образования на подушевое финансирование. В случае перехода ученика в другую школу, деньги последуют за ним. Таким образом, мы повысим конкуренцию среди школ. Поручаю Правительству приступить к внедрению подушевого финансирования на пилотных школах».

Цель и задачи  внедрения подушевого нормативного финансирования 

Суть подушевого нормативного финансирования заключается в переходе от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию затрат на обучение учащихся в зависимости от их численности.

Цель подушевого финансирования — повышение качества образования за счет усиления роли педагогического потенциала.

Задачи подушевого нормативного финансирования:

— планирование государственных расходов на 1 ученика, а не на школу;

— формирование единого подхода к определению базовых расходов на получение детьми среднего образования в соответствии с требованиями ГОСО;

— учет объективных факторов, влияющих на величину расходов (в зависимости от месторасположения, вида образовательных программ и уровня образования);

— прозрачное, справедливое и целевое расходование бюджетных средств;

— придание школам финансовой самостоятельности и повышение уровня менеджмента, открытость в принятии решений. 

 

 

Совершенствование подушевого нормативного финансирования 

При подушевом нормативном финансировании меняется сам подход к проблеме. На передний план «выходят» ученики и их интересы и права в получении качественного образования. Повышается эффективность управления организационными и финансовыми вопросами организации образования, повышается эффективность организации образовательного процесса, и все это ведет к возникновению «здоровой» конкуренции между образовательными учреждениями за учащихся, учителей и дополнительные меры стимулирования их работы.

Первоначально были нормированы расходы на образовательный процесс, которые включали:

— расходы на оплату труда работников педагогического и управленческого персонала;

— взносы работодателя;

— расходы на выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску работников в размере одного должностного оклада;

— учебные расходы (дополнительные учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия);

— стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса – средства, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом.

В целях совершенствования механизма подушевого нормативного финансирования и упрощения формулы с 1 сентября 2016 года внесены следующие изменения и дополнения в Методику:

— исключение из подушевого норматива образовательного процесса расходов на оплату гимназического компонента, доплат за проживание в зонах экологического бедствия и радиационного риска, стимулирующей составляющей. Данные расходы планируются независимо от подушевого норматива;

—  нормирование расходов образовательной среды (оплата труда административного и  вспомогательного персонала; расходы на проведение текущего ремонта, содержание и обслуживание зданий; приобретение хозяйственных, канцелярских, строительных товаров). Капитальные расходы, затраты Фонда всеобуча, расходы на организацию питания и подвоза учащихся, на оплату коммунальных услуг осуществляются за пределами норматива.

В соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Методику, финансирование образовательного процесса и образовательной среды осуществляется за счет средств местных бюджетов с выделением дополнительного финансирования из республиканского бюджета для выравнивания расходов между школами.

Действующий подушевой норматив различается по месторасположению школы (село, город), по виду образовательных программ (общеобразовательный класс, коррекционный класс).

Апробация НПФ

В настоящее время разработана Концепция проекта Закона Республики Казахстан  «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам подушевого нормативного финансирования среднего образования», в рамках которой планируется дальнейшее совершенствование механизма подушевого нормативного финансирования.

Кроме того, в Закон Республики Казахстан «Об образовании» включена норма, позволяющая размещение государственного образовательного заказа в частных школах, что приведет к планомерному развитию государственных школ и привлечению частного капитала в среднее образование. 

Схема финансирования пилотных школ с подушевым нормативным финансированием   

 Подушевое нормативное  финансирование в пилотных школах реализуется за счет средств местного бюджета, с выделением дополнительных средств, в виде целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на выравнивание расходов.

Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Финансирование расходов, не учтенных в подушевом нормативе, осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов также в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан (т.е. финансируются по действующей схеме).

 

________________________________________________________________________________

 

 Нормативно –правовая база

За период апробации утверждены следующие нормативные правовые акты по подушевому нормативному финансированию среднего образования:

— постановление Правительства РК от 31 мая 2014 года № 598 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

— постановление Правительства РК от 26 марта 2014 года № 260 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2014 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на апробирование подушевого финансирования начального, основного среднего и общего среднего образования»;

— постановление Правительства РК от 24 апреля 2015 года № 282 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2015 год областными бюджетами на апробирование подушевого финансирования начального, основного среднего и общего среднего образования»;

— постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2016 года № 262 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2016 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на апробирование подушевого финансирования организаций среднего образования»

— постановление Правительства Республики Казахстан от 9 декабря 2016 года № 788 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 апреля 2016 года № 262 «Об утверждении Правил использования целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета на 2016 год областными бюджетами, бюджетами городов Астаны и Алматы на апробирование подушевого финансирования организаций среднего образования»

приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования»;

— приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 ноября 2013 года № 447 «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования»;

— приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2013 года №440 «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования»;

— приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 30 октября 2013 года №439 «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования»;

— приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 19 августа 2013 года № 350 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования»;

— приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 25 августа 2016 года № 520 «О внесении изменения в приказ Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года № 440 «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования», в части пересмотра и внесения дополнительных коэффициентов в формулу расчета и других вопросов.

Вместе с тем АО «Финансовый центр» ведется разработка проектов следующих нормативных правовых актов:

— «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года № 439 «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования», в части регламентирования процессов планирования, расходования и учета средств, выделяемых пилотным школам;

Руководство по финансовым вопросам для директоров школ:

— Паспорт на информационную (автоматизированную) систему управления деятельностью АО «Финансовый центр» по сопровождению и мониторингу внедрения подушевого нормативного финансирования в организациях образования;

— Регламент функционирования информационной (автоматизированной) системы управления деятельностью АО «Финансовый центр» по сопровождению и мониторингу внедрения подушевого нормативного финансирования в организациях образования;

— Руководство пользователей описание работы пользователей с информационной (автоматизированной) системой управления деятельностью АО «Финансовый центр» по сопровождению и мониторингу внедрения подушевого нормативного финансирования в организациях образования

Версия для слабовидящих
Версия для слабовидящих